Оценка объема рынка исследований в Республике Казахстан за 2015 год
26.05.2017
СПРАВКА
Оценка объема рынка исследований в Республике Казахстан за 2015 год
Оценка произведена путем анализа данных из различных источников и экспертной оценки представителей компаний-членов КАПИОР при участии представителей компаний TNS Central Asia и Ipsos Kazakhstan на собрании КАПИОР в июле 2016 года
Методологическая работа по оценке объема рынка проделана рабочей группой в составе: Л.Гуревича, Н.Оспановой, А.Романова, А.Рузанова.
Работа с базами данных по налогам, по гос.закупкам, по закупкам холдинга Самрук-Казына проведена Натальей Оспановой. Рабочая группа выражает Наталье искреннюю благодарность за проявленные энтузиазм и профессионализм!
Основные результаты:
1. Оценка рынка в долларах США (в сравнении с российским рынком)
Объем рынка исследований в Республике Казахстан за 2015 год составил 21,1 миллионов долларов США (данные КАПИОР) (без НДС)
Объем российского рынка маркетинговых исследований за 2015 год – 236 миллионов долларов США (данные OIROM)
Как видим, примерно сохраняется соотношение объемов казахстанского и российского рынка исследований – 1:10
2. Динамика показателей 2015 года к показателям 2014 года
Таблица 1. Объем рынка исследований в Казахстане в 2014 и 2015 гг
|
2014/Млн.Тенге |
2014/Млн.Доллары |
2015/Млн.Тенге |
2015/Млн.Доллары |
Коммерческий сектор |
3617 |
19,5 |
3916 |
17,7 |
Изменения в % к предыдущему периоду |
|
|
+8,3% |
-9,2% |
Госзакуп |
1394 |
7,5 |
757 |
3,4 |
Изменения в % к предыдущему периоду |
|
|
-45,7% |
-54,7% |
Годовой оборот |
5011 |
27 |
4673 |
21,1 |
Изменения в % к предыдущему периоду |
|
|
-6,7% |
-21,9% |
Если брать рынок исследований в целом, то его объем в тенге составил 4673 млн, что на 6,7% ниже, чем в 2014 году.
В долларах снижение более драматичное – минус 21,9%, объем составил 21,1 млн.долларов США (в 2014 – 27 млн)
При этом мы видим, что коммерческий сектор выглядит гораздо лучше сектора гос.закупок, и в тенге показывает даже положительную динамику – плюс 8,3% (3916 млн.тенге) в сравнении с 2014 г. (3617 млн.тенге)
Таким образом, снижение объема рынка в тенге произошло за счет негативного влияния сегмента гос.заказов. Этот сегмент по сравнению с 2014 годом «упал» на 45,7% в тенге и на 54,7% в долларовом выражении.
Наши выводы подтверждаются схожей динамикой показателей объема исследований на родственном нам (по природе происходящих в индустрии процессов) российском рынке (см.Таблицу 2)
Таблица 2. Объем рынка маркетинговых исследований России 2013 – 2015 гг.
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Объем рынка, млн долл. США |
430 |
382,7 |
236 |
Изменение объема рынка по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %, долл. США |
+10 |
-11 |
-38 |
Объем рынка, млрд руб. |
13,69 |
14,58 |
14,31 |
Изменение объема рынка по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %, |
+13 |
+6,5 |
-1 |
Источник: ОИРОМ (подчеркнуто), остальное - расчеты research&trends на основании исторических валютных курсов по сервису oanda.com
3. Сравнение показателей объема 1 полугодия 2016 г. с 1 полугодием 2015 года
Компании-участники «салфеточного исследования» также дали показатели первых 6 месяцев 2015 и 2016 годов, чтобы посмотреть динамику этого периода (см.Таблицу 3)
Свои данные дали 9 компаний: TNS Central Asia, BRIF Research Group, БИСАМ, Ипсос Казахстан, Гфк Казахстан, Алвин, ЦИОМ, ISAS, САНДЖ
Объем рынка исследований за 1 полугодие 2016 года вырос почти на 30% по сравнению с 1 полугодием прошлого года. Хотя цифры нельзя напрямую экстраполировать на весь рынок, так как это данные 8 наиболее активных игроков. Тем не менее, есть серьезный повод для оптимизма. Опять же это, скорее всего, относится преимущественно к коммерческому сегменту рынка.
Таблица 3. Сравнение 2015 и 2016 годов по итогам 1 полугодия
|
1 полугодие 2015 |
1 полугодие 2016 |
Объем в млн.тенге |
1 032 |
1 340 |
% изменения |
|
+29,8% |
Пояснения к полученным данным:
1) Данная оценка охватывает не только маркетинговые, но и социальные, социологические исследования
2) В «салфеточном исследовании» приняли участие компании: члены КАПИОР – БИСАМ, ЦИОМ, САНДЖ, ISAS, Gfk Kazakhstan, Алвин, BRIF Research Group, а также TNS Central Asia, Ipsos Kazakhstan. Для более полной картины рабочая группа представила также экспертную оценку оборота наиболее крупных и активных исследовательских компаний.
3) Сумма оборотов участников «салфеточного исследования» за 2015 год составила 2316 млн.тенге (без НДС)
4) Полученная сумма позволила определить коэффициент налоговой нагрузки на исследовательские компании в 2015 год и с помощью базы данных по налогам посчитать совокупный оборот более широкого списка компаний, которые рабочей группой КАПИОР были идентифицированы как исследовательские. Всего таких компаний – 35. Итоговая сумма – 3916 млн.тенге – была принята как объем коммерческого сектора исследовательского рынка
5) Показатели по сектору гос.заказов были взяты с сайтов гос.закупок и закупок холдинга Самрук-Казына по направлению исследований. При этом были скорректированы данные по 2014 году