Оценка объема рынка исследований в Республике Казахстан за 2016 год

26.05.2017

СПРАВКА

Оценка произведена путем анализа данных из различных источников и экспертной оценки представителей компаний-членов КАПИОР при участии представителей компаний TNS Central Asia и Ipsos Kazakhstan на собрании КАПИОР 26 мая 2017 года

Методологическая работа по оценке объема рынка проделана рабочей группой в составе: Л.Гуревича, Н.Оспановой,  А.Романова,  А.Рузанова.

Работа с базами данных по налогам, по гос.закупкам, по закупкам холдинга Самрук-Казына проведена Натальей Оспановой. Рабочая группа выражает Наталье искреннюю благодарность за проявленные энтузиазм и профессионализм!

Основные результаты:

1.      Оценка рынка в долларах США (в сравнении с российским рынком)

Объем рынка исследований в Республике Казахстан за 2016 год составил 15,3 миллионов долларов США  по сравнению с 21,1 миллионами долларов США в 2015 году (данные КАПИОР) (без НДС). Такое падение объясняется резким скачком курсом доллара по отношению к тенге в 2016 году (средний курс доллара США - 342,16 тенге в 2016 и 221,73 тенге в 2015 году)

Объем российского рынка маркетинговых исследований за 2016 год – 265 миллионов долларов США (данные OIROM), причем этот показатель не изменился с 2015 года (по скорректированным подсчетам)

Таким образом, обычное соотношение объемов казахстанского и российского рынка исследований – 1:10 – нарушено, если смотреть объемы в долларовом выражении.

Однако, и в Казахстане, и в России исследовательские рынки показали заметный рост в пересчете на национальные валюты – тенге и рубли. В Казахстане рост составил 12% по отношению к 2015 году, а в России – 18%

2.      Динамика показателей 2016 года к показателям 2014-2015 гг.

 

Таблица 1. Объем рынка исследований в Казахстане в 2014-2016 гг

 

 

2014

Тенге (млн)

2014

$ (млн)

2015

Тенге (млн)

2015

$ (млн)

2016

Тенге (млн)

2016

$ (млн)

Коммерческий сектор

3617

19,5

3916

17,7

4959

14,5

Изменения % к пред.году

 

 

+8,3%

-9,2%

+26,6%

-18%

Госзакуп

1394

7,5

757

3,4

316

0,9

Изменения % к пред.году

 

 

-45,7%

-54,7%

-58,2%

-83%

Годовой оборот

5011

27

4673

21,1

5222

15,3

Изменения в % к пред.году

 

 

-6,7%

-21,9%

+11,7%

-27,5%

 

Если брать рынок исследований в целом, то его объем в тенге составил 5222 млн.тенге, что на 11,7% выше, чем в 2015 году.

В долларах же, из-за значительного скачка, мы видим резкое снижение – минус 27,5%, объем составил 15,3 млн.долларов США (в 2014 – 21,1 млн)

При этом мы видим, что коммерческий сектор выглядит по-прежнему гораздо лучше сектора гос.закупок. Сектор госзакупок в 2016 году «просел» по сравнению с 2015 годом на 58,2% в тенге, и на 83% в долларах. Однако, частично это связано с тем, что в этом году команда Н.Оспановой более скрупулезно анализировала этот сегмент на предмет, действительно ли та или иная госзакупка относится к исследованиям (а, например, не к написанию бизнес-плана или оказанию консалтинговых услуг)

Данные ОИРОМ по российскому рынку показывают похожую тенденцию: в долларовом выражении роста нет, а в рублях показатели выросли.

Наши выводы подтверждаются схожей динамикой показателей объема исследований на родственном нам (по природе происходящих в индустрии процессов) российском рынке (см.Таблицу 2)

Таблица 2. Объем рынка маркетинговых исследований России 2014 – 2016 гг.

 

Показатель

2014

2015

2016

Объем рынка, млн долл. США

383

265

265

Изменение объема рынка по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %, долл. США

+12

-36

0

Объем рынка, млрд руб.

13

14

17

Изменение объема рынка по отношению к аналогичному периоду прошлого года, %,

+2

+8

+18

Источник: данные ОИРОМ из статьи https://www.r-trends.ru/trends/trends_1142.html

 

Пояснения к полученным данным:

1)      Данная оценка охватывает не только маркетинговые, но и социальные, социологические исследования

2)      В «салфеточном исследовании» приняли участие 11 компаний: члены КАПИОР – БИСАМ, ЦИОМ, ISAS, Gfk Kazakhstan, Alvin Market, ICT Marketing, BRIF Research Group, Сандж, Елим, а также TNS Central Asia, Ipsos Kazakhstan. Для более полной картины рабочая группа представила также экспертную оценку оборота наиболее крупных и активных исследовательских компаний.

3)      Сумма оборотов участников «салфеточного исследования» за 2016 год составила  3038 млн.тенге (без НДС)

4)      Полученная сумма позволила определить темп годового прироста объема оказанных услуг среди участников «салфеточного исследования», который совпал с темпом прироста налоговых отчислений широкого списка компаний, идентифицированных рабочей группой КАПИОР как исследовательские. Всего таких компаний – 47. Итоговая сумма – 4959 млн.тенге – была принята как объем коммерческого сектора исследовательского рынка.

5)      Показатели по сектору гос.заказов были взяты с сайтов гос.закупок и закупок холдинга Самрук-Казына по направлению исследований.

6)      Средние показатели валютных курсов взяты с сайта Нацбанка РК http://www.nationalbank.kz/?docid=763&switch=russian


Возврат к списку

Члены КАПИОР